Это интересно.

Определение типа лица 

Определение цветотипа лица

Предпочитаемый стиль в одежде

Формы оправ 

Основа для очков

Определение типа лица

Определить тип лица, или, иначе говоря, его форму, несложно. Зафиксируйте волосы ободком либо повязкой, чтобы они вам не мешали, и встаньте вплотную к зеркалу. Обведите контуры лица (начиная от корней волос и заканчивая подбородком) помадой или водорастворимым маркером и оцените результат.

При всем многообразии лиц чаще всего выделяют пять основных типов: это овальное, круглое, треугольное (сердцевидное), прямоугольное и трапециевидное лицо. 

Овальное лицо.

Оно характеризуется плавным переходом ото лба к скулам, а затем к подбородку, самое широкое место находится на уровне скул. Нижняя часть овального лица обычно длиннее верхней.

 Рекомендуются: 

   •оправы практически любой формы, начиная от классики и заканчивая авангардом;

   •оправы чуть шире, чем размер лица в самой широкой части, для того чтобы уменьшить вытянутый овал лица (как правило, вытянутые лица еще и достаточно узкие);

   •массивные оправы с широкой низкой переносицей, которая может отвлечь внимание от длинного узкого носа, и с низкой посадкой заушников, которые позволяют нивелировать эффект вытянутости (особенно если нижний и верхний ободки рамки образованы горизонтальными линиями). 

Не рекомендуются: 

   •слишком крупные оправы, которые будут диссонировать с чертами лица. 

Круглое лицо. 

Такое лицо имеет плавные мягкие очертания, при этом его высота практически равна ширине.

 Рекомендуются:

   •оправы с прямыми линиями, образующими ярко выраженные углы с боковыми частями;

   •прямоугольные оправы, визуально делающие лицо менее круглым (если ширина оправы преобладает над ее высотой, то лицо воспринимается как более узкое);

   •оправы с высоко расположенными заушниками;

   •цветные пластиковые оправы, являющиеся, когда речь идет о коррекции формы лица, более предпочтительными, нежели филигранные металлические; оправа в этом случае может быть броской.

Не рекомендуются:

   •слишком маленькие оправы; 

   •оправы округлой формы. 

Треугольное (сердцевидное) лицо. 

Его отличают широкий лоб, широкие высокие скулы и ярко выраженный, довольно заостренный подбородок.

 Рекомендуются:

   •оправы с овальными или круглыми световыми проемами, оправы со скругленными краями;

   •оправы с низкой посадкой заушников;

   •оправы с акцентом на нижней части рамки, которые помогут визуально сгладить остроту подбородка;

   •безободковые конструкции. 

Не рекомендуются:

   •громоздкие оправы, которые усилят эффект треугольника: подбородок будет выглядеть еще уже и острее, а область лба — еще шире;

   •оправы формы "кошачий глаз";

   •оправы с высокой посадкой заушников. 

Прямоугольное лицо. 

Для него характерны четкие параллельные прямые линии от висков до подбородка и резко выраженные углы нижней челюсти.

 Рекомендуются:

   •скругленные, овальные оправы, которые помогут сгладить угловатость и облегчить тяжелую нижнюю часть;

   •оправы с заушниками, которые крепятся к рамке по центру или к ее верхней части;

   •оправы с подъемом в их верхней части, благодаря чему область щек будет казаться более узкой, а лицо — менее угловатым;

   •безободковые конструкции, которые несколько смягчат строгие черты лица;

   •цветные пластмассовые оправы, но они уместны при условии, что форма подобрана правильно.

Не рекомендуются:

   •угловатые оправы, которые подчеркнут тяжеловесность лица;

   •слишком маленькие оправы, диссонирующие с чертами лица;

   •оправы с низкой посадкой заушников.

Трапециевидное лицо.

По своей форме оно напоминает грушу, самое узкое место находится в области висков, самое широкое - в области щек, лоб по сравнению с довольно массивным подбородком кажется узким.

 Рекомендуются:

   •оправы формы "кошачий глаз", чтобы добавить ширину верхней части лица и отвлечь внимание от подбородка;

   •оправы с широкими заушниками, которые позволят визуально выровнять переход между широкими скулами и узкой височной частью.

Не рекомендуются:

   •любые оправы, которые подчеркивают тяжеловесную нижнюю часть лица;

   •оправы с низко расположенными заушниками.

Азиатский тип лица. Определенные сложности могут возникнуть при подборе оправ людям с азиатским типом лица. Из-за особенностей антропометрии переносицы многие модели "сидят" у них не на носу, как следовало бы, а смещаются на скулы.

определение цветотипа

Определение цветотипа является важным при выборе не только декоративной косметики, цвета волос и одежды, но и оправы. Выявить свой цветотип – холодный он или теплый – вам поможет небольшой тест. Для тех, кто хочет получить расширенное представление о собственном цветотипе, полезно будет познакомиться с теорией сезонных типов внешности, согласно которой всех людей можно разделить на четыре цветотипа – по аналогии с четырьмя временами года: весна, лето, осень, зима. Два из них являются теплыми: это весна и осень, а два – холодными: лето и зима. 

 ■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей весеннего типа.

При выборе оправы для людей этого цветотипа рекомендуется обратить внимание на все прозрачные тона весенней палитры, например светло-бежевый, нежно-голубой, теплый золотистый, липовый цвет. Приемлемы также ярко-красный и темный беж. Однако оттенок не должен быть холодным или слишком насыщенным. В целом людям весеннего типа хорошо подходят тонкие металлические оправы с покрытием под золото. 

 ■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей осеннего типа.

Цветовая палитра осеннего типа внешности состоит из теплых насыщенных тонов. Естественно, что человеку со светлой прозрачной кожей и ярко-рыжими волосами подойдут несколько другие тона, чем брюнету того же осеннего типа. Вполне нейтрально на его лице будет смотреться оправа коричневого, бежевого или золотисто-медового цвета. Уместны и различные оттенки зеленого. Если речь идет о металлической оправе, то выбор следует остановить на оправе цвета меди или золота, но не серебра. 

 ■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей летнего типа.

При выборе оправы людям летнего типа лучше отказаться от оранжевых и золотистых оттенков. Представителям данного цветотипа со светлой кожей к лицу пастельные тона, если же кожа имеет более темный или оливковый оттенок, подойдут и более насыщенные цвета, например фиолетовый, темно-серый, лиловый, индиго. 

 ■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей зимнего типа.

Людям, относящимся к зимнему типу, подходят прозрачные, яркие, чистые холодные тона. Черный – идеальный для них цвет, а вот от оранжевой оправы лучше отказаться, так как в ней представитель цветотипа "зима" будет выглядеть устало и даже скучно. Если же речь идет о металле, лучше остановить внимание на оправе цвета серебра.

стиль в одежде

Предпочитаемый стиль в одежде во многом обусловлен образом жизни человека. При всем многообразии стилей выделим три наиболее емких: 

   •деловой стиль; 

   •экстравагантный стиль; 

   •стиль кэжуал (повседневный). 

 ■ Деловой стиль Основные черты делового стиля, или бизнес-стиля, – строгость, сдержанность, функциональность, лаконичность. Помимо делового костюма важным атрибутом современного бизнес-стиля являются очки для коррекции зрения. Удачным решением для делового человека могут оказаться политкорректные безободковые очки, не ограничивающие поле зрения оправой. Иногда их называют очками политиков в силу особой приверженности к ним последних. Также их нередко выбирают ведущие политических ток-шоу и иных интеллектуальных программ. Для создания безободковых конструкций сегодня часто используют такие материалы, как нержавеющая сталь, титан и сплавы на его основе. В ассортименте некоторых производителей, специализирующихся на так называемой ювелирной оптике, присутствуют безободковые, как, впрочем, и ободковые модели из драгоценных металлов. Для изготовления оправ из драгоценных металлов, призванных подчеркнуть высокий статус их обладателя, сегодня широко используются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: рутений, палладий, родий и некоторые другие. Стремлению многих деловых людей окружить себя комфортными и престижными вещами в полной мере отвечают и оправы, выполненные из натуральных материалов, например, кожи, дерева или рога. В безободковых очках или в очках формы "авиатор" куда легче прослыть демократом, чем в строгих темных очках из ацетата целлюлозы прямоугольной формы. Однако последние будут вполне уместны, когда деловому человеку требуется усилить свой авторитет, что особенно важно, когда он делает первые шаги в бизнесе. При этом, однако, нельзя оставлять без внимания его тип лица. 

 ■ Экстравагантный стиль Экстравагантный стиль часто предпочитают студенты и люди творческих профессий (художники, фэшн-журналисты, фотографы, дизайнеры, блогеры). Они любят контрастные сочетания, смелые формы и цвета, неожиданные комбинации фактур, асимметричный крой и яркие аксессуары, в том числе, конечно, и очки. Рекомендуем обратить внимание на очки в виде крестов и крыльев или асимметричные очки. Весьма экстравагантно могут выглядеть и пластиковые очки, выполненные в ретростиле, или же подлинные винтажные очки. Особое внимание при подборе оправы следует уделить цвету. Поклонники экстравагантного стиля часто тяготеют к ярким цветам. Удачным решением могут оказаться оправы из двух- или трехслойного ацетата целлюлозы, в которых сочетаются сразу несколько цветов. В результате наложения может получиться совсем нескучный микс! 

 ■ Стиль кэжуал (повседневный) Кэжуал (англ. casual) – стиль, в котором основной упор делается на удобство и комфорт. Этот стиль довольно многолик и помимо прочих включает в себя следующие направления: Спорт-кэжуал (англ. sport-casual). Его название красноречиво говорит само за себя. Поклонниками данного подстиля являются современные жители мегаполисов, жизнь которых динамична и стремительна. Идеальной одеждой для них являются классические джинсы, футболки, поло, идеальной обувью – кроссовки, но не те, что предназначены непосредственно для занятий спортом, а специальные "городские" модели.

Идеальными очками для них обещают стать модные спортивные модели, созданные специально для поклонников активного образа жизни. Смарт кэжуал (англ. smart casual). Этот подстиль отличается меньшей строгостью, нежели традиционный деловой стиль. Часто его называют также стилем пятницы, то есть дня, когда в преддверии выходных офисные сотрудники могут позволить себе прийти на работу в менее строгой, чем обычно, но при этом элегантной и комфортной одежде. В зависимости от профиля и политики компании этот подстиль может быть прописан и как основной; в этом случае классический пиджак можно смело заменить на удобный кардиган или жакет, а от галстука и вовсе отказаться. Что касается оправ, то поклонники смарт кэжуал вольны выбирать для себя самые разные модели. Тем, кто стремится чувствовать себя в очках так же свободно, как будто их вовсе нет на лице, рекомендуем остановить свой выбор на минималистских безободковых оправах, выполненных из титана.

В отличие от ободковых, они не ограничивают поле зрения. К тому же титановые оправы от ведущих мировых производителей отличаются беспрецедентной легкостью, что, согласитесь, весомый аргумент в их пользу. Тем, кто хотел бы подчеркнуть или создать имидж интеллектуала, советуем обратить внимание на пластиковые полноободковые модели оправ, выполненные в стиле ретро, например на темные "роговые" очки с большими круглыми световыми проемами. Такие очки носили знаменитый физик Отто Хан, писатели Джеймс Джойс, Редьярд Киплинг и Жан-Поль Сартр. В наше время круглые "роговые" очки по-прежнему свидетельствуют о принадлежности их владельца к людям интеллектуального труда. Однако нельзя забывать, что форма оправы должна соответствовать вашему типу лица, а цвет – вашему цветотипу. 

Формы оправ

"Авиатор" 

"Авиатор" – это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых "авиаторы", собственно, и разрабатывались. А произошло это в 1930-е годы.

Однако исключительно достоянием ВВС США "авиаторы", обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в "авиаторах" на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.

Впрочем, большая слава "авиаторов" на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм "Беспечный ездок" (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых. В 1980-е годы поддержанию этого статуса способствовал выход на экраны американского фильма "Лучший стрелок" (Top Gun), в котором в "авиаторах" предстал уже Том Круз. 

"Вайфарер" 

Первые "вайфареры" – солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, – были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой "вайфареры", собственно, и появились на свет.

Когда в 1961 году зритель увидел фильм "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы "вайфарер" вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать "вайфарерам" могла бы любая голливудская звезда. За свою "кинокарьеру" они "снялись" более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме "Братья Блюз" (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году. Черные солнцезащитные "вайфареры" фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи "вайфареров" в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

"Ленноны" 

"Леннонами" сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону – одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60–70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.

Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о "леннонах", мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к "детям цветов", конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн "оззи".

Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, "ленноны" ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

"Кошачий глаз" и "Бабочка"

Очки формы "кошачий глаз" – по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших – появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот "фасон" придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица – наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму "кошачий глаз" для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз. На наш взгляд, это не более чем красивая легенда; по крайней мере, мы не располагаем ее фактическим подтверждением.

Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы "кошачий глаз" в 1950-е годы являлась американская компания Tura. На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги "Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я" – журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо, которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.

Одними из самых известных очков формы "кошачий глаз", вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме "Как выйти замуж за миллионера" (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы – экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на "бабочку", чем на "кошачий глаз". Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини "Сладкая жизнь" (La Dolce Vita; 1959) – это настоящий "кошачий глаз"!

Действительно, с "кошачьим глазом" и "бабочкой" порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки "кошачий глаз" повторяют форму глаз "домашней хищницы", их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели "бабочка" напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным "характером". В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия "кошачий глаз" и "бабочка" довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

"Панто"

Очки формы "панто" (в перевод с греческого panto означает "всё" или "весь") – это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.

Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили. В 1950–60-е годы "панто" пользовались репутацией едва ли не самой популярной мужской модели очков в США. В 1980-е годы мир моды вновь проникся теплыми чувствами к форме "панто", поклонниками которой стали режиссер Вуди Аллен и актер Джонни Депп – натуры, прямо скажем, незаурядные.

"Стрекоза"

Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз – гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.Одной из главных поклонниц "крупногабаритных" очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря.

Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в "стрекозах" в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

"Клабмастер"

"Клабмастеры", или "броулайнеры" (brow-liners), как их еще называют, – это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть "клабмастеров" усилена пластиковыми "дугами", создающими эффект двойных бровей.В Европу мода на "клабмастеры" пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого "фасона" разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность "клабмастеров" как-то померкла. В восьмидесятые они вновь вернулись на модную сцену, но лишь в качестве солнцезащитных очков, а вот в начале текущего десятилетия в связи с увлечением дизайнерами стилем ретро они пережили настоящий ренессанс.

"Лолита"

Название "Лолита" прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика "Лолита" (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму. С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008–2009 годов под названием Sticky & Sweet. 

В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

основа для очков

­­Что собой представляет оправа и зачем она нужна? 

Оправа представляет собой не что иное, как устройство для фиксации линз. Ее задачей является обеспечение правильного положения линз перед глазами. Идеальным считается положение, при котором средняя линия световых проемов (световой проем - это пространство, ограниченное ободком оправы) проходит примерно через центры зрачков или несколько ниже. 

Оптимально, когда задняя поверхность линз находится на расстоянии 12 мм от вершины роговицы. Исключение составляют лишь так называемые очки-половинки(лекторы), облегчающие перевод взгляда с дальних расстояний (поверх очков) на ближние (сквозь очки). На практике посадка оправы часто дает немного завышенное положение зрачка относительно средней линии светового проема. 

­­Элементы оправы 

Оправа состоит из двух основных частей, а именно рамки, обеспечивающей фиксацию линз, и заушников, обеспечивающих заданное положение очков. Ограниченные ободком световые проемы рамки соединены между собой переносицей – носовой частью оправы. В целом вариантов оформления носовой части достаточно много (так, в оправах, выполненных в стиле ретро, она может иметь вид седла, или буквы W, оправы крупных форм нередко имеют двойную переносицу). 

Учитывая то, что максимум веса очков приходится как раз на область переносицы, важно, чтобы оправа обеспечивала наибольшее прилегание очков в этой части, и вес бы распределялся равномерно. Металлические оправы для лучшей их фиксации на лице оснащены подвижными регулируемыми носоупорами, обычно выполненными из силикона или каучука. Специалисты в области производства пластиковых оправ успешно решают проблему фиксации и распределения веса очков за счет конструкции самой оправы.Соединение рамки и заушников осуществляется с помощью шарнирного соединения. 

Сейчас часто в производстве очков используют флексовые шарниры (пружинки). Использование высококачественных шарниров положительно отражается на фиксации очков на голове и их сроке службы. Некоторые производители используют бесшарнирные заушники. На металлические заушники во избежание возможных аллергических реакций кожи на металл и сдавливания головы в области висков надевают наконечники, выполненные из гипоаллергенного материала, например из силикона или пластика. 

Конструкции оправ

Оправы в зависимости от их конструкции можно разделить на следующие типы: ободковые, полуободковые и безободковые.Ободковые, или полноободковые оправы – оправы, световые проемы которых полностью ограничены ободком. Наряду с металлическими и пластиковыми существуют также комбинированные модели ободковых оправ, для изготовления которых используется и пластик, и металл.Полуободковые оправы – оправы, в которых ободком ограничена верхняя часть световых проемов (или нижняя, или височная). 

Помимо полуободка для крепления линз в этих оправах используется нейлоновая леска. Полуободковые оправы могут быть пластиковыми, металлическими и комбинированными.Безободковые оправы – оправы, которые не имеют рамки. Линзы в них удерживаются за счет винтовых креплений (или втулки-заклепки). В традиционных безободковых оправах, как правило, линзы имеют отверстия в назальной и темпоральной частях, в которые винт вставляется с передней стороны линзы и закрепляется с внутренней. Существуют конструкции, позволяющие производить вставку винта с внутренней стороны, а для закрепления его с наружной стороны применяются специальные декоративные крепежные элементы. Одним из преимуществ безободковых оправ является то, что они малозаметны на лице. 

Однако следует учитывать, что использование для сборки в безободковые оправы отрицательных и положительных очковых линз высоких рефракций часто сводит это преимущество на нет. 

Размеры оправ

Оправы по размеру все разные. Но каждая имеет определенные параметры, которые и определяют ее размер. С внутренней стороны правого заушника (иногда – на переносице) рядом с наименованием модели вы увидите три числа, которые обозначают (в миллиметрах): 

1– размер светового проема;

2– размер переносицы;

3– длину заушника.

Два первых числа обычно разделяет изображение квадрата. Бывает так, что числа нанесены слишком мелко или же уже частично стерлись от длительного ношения очков. В этом случае вы можете провести замеры образца самостоятельно.При выборе оправы, за исключением некоторых случаев, вряд ли есть смысл отталкиваться строго от ее размеров. Прежде всего нужно примерить оправу. Если вам нравится, как она выглядит на вашем лице, то скорее всего и ее размер вам подходит. Тем не менее существует золотое правило, согласно которому общая ширина рамки оправы должна примерно равняться ширине лица. В этом случае комфорт будет идеальным.отипу. 

Материалы оправ

От выбора материала, из которого изготовлена очковая оправа, во многом зависят ее внешний вид, вес, срок службы, а также некоторые другие характеристики. Основными материалами для производства очковых оправ являются пластмассы и металлы. 

Пластмассы 

   ■ Ацетат целлюлозы 

Если немного упростить, то можно сказать, что ацетат целлюлозы вырабатывается в результате воздействия уксусной кислотой на очищенную целлюлозу, полученную из древесной массы или хлопка. Ацетат целлюлозы – один из несомненных лидеров среди материалов, используемых для производства оправ как для корригирующих, так и для солнцезащитных очков. В основном на рынке преобладают фрезерованные оправы из ацетата целлюлозы, так как они позволяют использовать большее разнообразие форм и расцветок. Значительной популярностью пользуются ламинированные «многослойные» модели, в которых применяются разноцветные слои ацетата целлюлозы, чьи пластические свойства позволяют легко делать такие «бутерброды», не опасаясь разделения слоев. Многие коллекции оправ из ацетата целлюлозы, производимые такими компаниями, как Alain Mikli, Face à Face, Morel, Lafont, относятся к оправам высокой ценовой категории (более подробно об ацетате целлюлозы см.: Из чего же, из чего сделаны наши оправы, или Ацетат целлюлозы в очковой оптике). В последние годы возрос престиж и литьевых оправ из ацетата целлюлозы: производители научились делать их почти прозрачными и придавать им самые разные оттенки. 

   ■ Кевлар

Одна из самых прочных пластмасс, служащая для изготовления медицинских оправ и солнцезащитных очков. При производстве кевлара к полиамиду добавляются упрочняющие волокна арамида – полимера, широко используемого для изготовления кабелей, бронежилетов, защитных шлемов. Из кевлара делают каски для занятий многими видами спорта, также он рекомендован для изготовления детских и спортивных очков. 

   ■ Оптил

Материал, созданный на основе эпоксидных смол. Он на 20% легче, чем ацетат целлюлозы. Эксклюзивными правами на выпуск этого материала обладает компания Safilo. Данный вид пластмассы часто используется для изготовления спортивных очков. Кроме того, он обладает выдающимися декоративными свойствами, так как позволяет включать в себя «чужеродные» элементы: кусочки ткани, металла и т. д. 

   ■ Полиамид 

Синтетический полимерный материал, отличающийся высокой ударопрочностью, гибкостью и малым весом. Благодаря этим свойствам полиамид часто используется при изготовлении спортивных очков. Одним из самых популярных полиамидов является гриламид. 

   ■ Углеволокно (углеродное волокно, карбон) 

Композитный материал, состоящий из волокон углерода, которые соединены между собой эпоксидными смолами и/или другими полимерами. Полимерные волокна и эпоксидные смолы добавляют в рецептуру углеволокна для повышения его прочности, вследствие чего он не уступает по этому показателю большинству металлов, при этом он легче стали и алюминия. Углеволокно сегодня используют для производства высокотехнологичных оправ класса премиум таких марок, как, например, Dunhill, TAG Heuer, Jaguar, Neostyle, Ermenegildo Zegna. В 2012 году оправы с заушниками из углеволокна появились также в достаточно демократичной коллекции марки Police

 ■ NXT 

Полимер, характеризующийся превосходными оптическими и механическими характеристиками. Он обладает повышенной прочностью, эффектом памяти формы, устойчивостью к воздействию многих химических веществ и стопроцентной биосовместимостью. Этот материал не реагирует на воздействие ультрафиолетовых лучей, не вступает в контакт с кожей или косметикой и потому изделия из него не изнашиваются. Не менее важно и такое свойство NXT, как прозрачность, благодаря чему оправа из NXT не скрывает лица ее обладателя, а, напротив, выгодно подчеркивает его индивидуальность. 

Металлы и сплавы 

Для оптика имеют значение главным образом четыре основные группы металлов, каждая из которых требует особого к себе отношения: это сплавы меди, нержавеющая сталь, алюминий и титан. Особняком стоит золото cо свойственной ему спецификой обработки, которой мы сегодня непременно коснемся. 

■ Сплавы меди

Медь – это один из первых металлов, освоенных человеком. На острове Кипр медные рудники существовали уже в III тыс. до н. э. От названия острова медь, кстати, и получила свое латинское название Cuprum. В качестве легирующих элементов в сплавах меди чаще всего используют никель, цинк, олово, свинец, железо, бериллий. По составу легирующих элементов сплавы меди разделяют: 

   •на латуни (сплав меди с цинком);

   •бронзы (сплав меди с оловом);

   •медно-никелевые сплавы. 

За каждым из этих трех названий стоит отдельное семейство материалов. Для нас представляют интерес в первую очередь те из них, что нашли применение в производстве очковых оправ. Итак:

Латунь марки Л85. Из-за высокой вероятности коррозии использование латуни этой марки производителями очковой оптики значительно сократилось. 

Оловянная бронза. Этот сплав меди с оловом используют для изготовления заушников недорогих оправ. Оловянная бронза отличается невысокой коррозийной стойкостью. 

Bronze 48. Сплав этой марки создан на основе оловянной бронзы с незначительным добавлением никеля и цинка. Добавки позволили повысить коррозийную стойкость сплава. Bronze 48 был разработан исключительно для удовлетворения нужд оптической промышленности. Производители оправ используют ее главным образом для изготовления заушников и переносицы. 

Нейзильбер. С немецкого Neusilber дословно переводится как «новое серебро». Однако же с серебром нейзильбер объединяет разве что серебристый цвет, которому сплав обязан присутствием в своем составе никеля. Наряду с никелем нейзильбер также содержит медь (порядка 50%) и цинк. По большому счету из нейзильбера можно изготовить любую деталь оправы. 

Однако в силу того, что материал умеренно подвержен коррозии и может вызвать аллергическую реакцию у пользователя очков, применяют его преимущественно в производстве недорогих оправ. В оправах более высокой ценовой категории могут быть использованы мелкие детали из нейзильбера, которые не соприкасаются с кожей. Согласно ГОСТ Р 51932-2002 «Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Общие технические требования и методы испытаний» на шарнирах, винтах и заклепках, изготовленных из нейзильбера, допускается отсутствие защитно-декоративных покрытий. Показатель твердости нейзильбера тем выше, чем больше доля никеля в его составе. (Отметим здесь, что показатель твердости сплавов является важной характеристикой, определяющей возможность их использования в разных конструкциях.)

Blanka Z. Так же как и сплав марки Bronze 48, этот сплав был разработан специально для оптической промышленности. По сути он представляет собой усовершенствованный вариант нейзильбера. Благодаря большому содержанию никеля сплав характеризуется высокой коррозийной стойкостью, а цинк и олово наделяют его отличными упругими свойствами. Сегодня этот сплав довольно часто используется в производстве оправ высокой ценовой категории в качестве материала переносицы, заушников и держателей носоупоров. Однако же и он не лишен недостатков. Получение Blanka Z, равно как и других никельсодержащих сплавов, является довольно трудоемким процессом, а следовательно, дорогим. К тому же, имея в своем составе никель, сплав Blanka Z способен вызвать аллергическую реакцию у людей, восприимчивых к данному металлу.

Монель. Этот медно-никелевый сплав также отличается высоким содержанием никеля (примерно 68%), что обуславливает высокую механическую прочность материала и его устойчивость к коррозии. К достоинствам монеля можно отнести и его эластичность, благодаря которой он подходит для изготовления шарнирных соединений, переносицы и ободков оправы. При этом материал опять-таки не лишен главного недостатка всех никельсодержащих сплавов: он представляет опасность для людей, страдающих аллергией на никель. 

Бериллиевая бронза Cu 98 Be 2 (CuBe 2). Это сплав бериллия с медью, в котором доля бериллия составляет от 1 до 2%. Производство данного сплава является довольно проблематичным в силу того, что бериллий токсичен. А вот в готовом сплаве металл химически нейтрален, то есть не вступает в химические реакции и не подвержен коррозии. Производителей оправ бериллиевая бронза привлекает прежде всего своей исключительной механической прочностью, однако, учитывая сложность получения сплава и его высокую стоимость, используется он ими весьма рационально: лишь для изготовления небольших деталей, подверженных повышенной механической нагрузке. 

Подытоживая наш разговор о сплавах меди, хотелось бы отметить, что для изготовления недорогих оправ производители сегодня довольно часто используют нейзильбер как материал рамки и оловянную бронзу как материал заушников. Для оправ более высокого качества, а соответственно, и более высокой ценовой категории нередко применяется комбинация монеля и сплава Blanka Z, который, как указывалось выше, подходит для изготовления заушников и переносицы. Высокопрочный, но при этом достаточно гибкий монель годится также для производства ободков оправ. Мелкие детали даже в дорогих оправах могут быть изготовлены из нейзильбера, который хорошо обрабатывается и великолепно поддается пайке. Те компании, которые производят оправы по технологии «золото на подкладке», нередко используют его и в качестве материала основы.

Что касается оптиков, то для них оправы, выполненные из сплавов меди, интересны в первую очередь своей умеренной ценой и удобством работы с ними. Они поддаются пайке, их ремонт не требует наличия дорогостоящего оборудования. Главный же недостаток оправ из сплавов меди - это высокая подверженность коррозии, которая «открывает двери» для контакта кожи пользователя с никелем - аллергеном номер один среди металлов, используемых в производстве очковых оправ. Для того чтобы предотвратить этот контакт, производители наносят на поверхность никельсодержащих оправ специальные покрытия. В случае если единственной защитой от никеля служит лакокрасочный слой, велика вероятность того, что со временем мягкий лак изотрется, и ионы никеля смогут свободно проникать в кожу. 

  ■ Нержавеющая сталь

Нержавеющая сталь, или нержавейка. Данный материал довольно популярен у производителей оправ. Он относится к черным металлам и представляет собой сплав на основе железа. Элемент, который делает обычную сталь нержавеющей, - это хром. Его в составе стали должно содержаться не менее 10,5%, в противном случае высокая коррозийная стойкость сплава будет поставлена под угрозу. Производители качественных стальных оправ часто используют сталь с 18%-м содержанием хрома и 10%-м содержанием никеля. Это так называемая хромоникелевая сталь. Кроме уже упомянутых нами железа, хрома и никеля она содержит 0,12% углерода и до 1% прочих примесей. Иногда сталь с таким составом называют медицинской. Ее действительно используют для изготовления медицинских инструментов. Благодаря своей высокой плотности она устойчива к образованию царапин, в которых обычно скапливается грязь, являющаяся благоприятной средой для размножения микробов. Устойчива нержавейка и к воздействию кислот и щелочей, в том числе при высоких температурах. 

К плюсам работы с нержавеющей сталью для производителей оправ можно отнести следующие: возможность изготовления из нее очень легких и филигранных оправ (механические свойства нержавеющей стали позволяют снизить толщину используемых материалов, уменьшая в итоге вес изделия без ухудшения прочностных характеристик); легкость обработки (стальные оправы легко декорировать); невысокая относительно других материалов со схожими свойствами цена.Оптики любят нержавеющую сталь за ее пластичность (пластические возможности нержавеющей стали облегчают им установку линз в оправу, уменьшая риск их растрескивания) и легкость выправки (стальную оправу легко подогнать к лицу клиента). А вот ремонт оправ из нержавеющей стали может быть сопряжен с некоторыми сложностями: операции по пайке и сварке стальных оправ в условиях оптической мастерской затруднены из-за того, что при высоких температурах сталь становится хрупкой.

Гениум. Этот относимый к нержавеющим сталям высокотехнологичный сплав был разработан более двадцати лет назад исключительно для удовлетворения нужд оптической промышленности. Его удельный вес соизмерим с весом титана, а вот прочность на разрыв практически вдвое выше. Важным достоинством гениума является и его гипоаллергеность. Безопасность и биосовместимость этого сплава подтверждены исследованиями института Фраунхофера - одного из ведущих научно-исследовательских институтов Германии. О детальном же его составе до сих пор мало что известно, он все еще хранится в секрете. Доподлинно мы знаем лишь то, что гениум не содержит никеля. Поверхность гениума - твердая и гладкая, что обеспечивает ему оптимальную устойчивость к коррозии и долговечность.

  ■ Алюминий

Алюминий как будто создан для изготовления очковых оправ: он устойчив к коррозии, необычайно легок (в три раза легче, чем сталь, и в два раза легче, чем титан), биосовместим. Недостаток алюминия - его невысокая прочность, да и упругие свойства алюминия оставляют желать лучшего. Так что материал подходит по большей части лишь для изготовления довольно толстых оправ. Произвести пайку и сварку алюминиевых деталей в условиях оптической мастерской довольно сложно, поэтому обычно соединение деталей алюминиевых оправ осуществляется за счет винтов или заклепок, которые при необходимости легко заменить. Несмотря на то что на оптическом рынке есть производители оправ, специализирующиеся на изделиях из алюминия, и список их, надо сказать, постепенно расширяется, по большей части этот материал все же используется в целях декорирования.

  ■ Титан

«Чистый» титан. «Чистый» титан (Pure Titan) находится ближе всех к химически чистому титану, ибо состоит из него более чем на 99,2%. Этот материал абсолютно не содержит никеля и считается стопроцентно гипоаллергенным, он не подвержен коррозии, необычайно легок и отличается довольно хорошими упругими свойствами. Однако со временем «чистый» титан становится хрупким (это свойство он унаследовал от химически чистого титана). Для оптика важно знать, что ремонт титановых оправ предполагает наличие специального оборудования. Спаять титановую оправу на обычной установке не получится: в присутствии кислорода титан быстро окисляется при нагревании, что препятствует надежному присоединению припоя. Пайку или сварку следует производить в вакууме или в среде инертных газов. Одним из самых эффективных способов ремонта титановых оправ считается лазерная сварка.

Еще одной особенностью «чистого» титана является его склонность к самопроизвольной «холодной сварке», которая имеет место при взаимодействии титановых поверхностей. Для того чтобы избежать их «сцепления», производители оправ используют в титановых оправах винты, выполненные из других металлов, например из нейзильбера или нержавеющей стали, но не из титана. По той же причине крепежные винты они предусмотрительно прокладывают шайбами, которые можно обнаружить при развинчивании. Чаще всего шайбы выполнены из нержавеющей стали.

Бета-титан. Бета-титан (Beta-Titan) - это сплав титана, который имеет в своем составе 22% ванадия и 4% алюминия. Таким образом, доля собственно титана составляет в нем 74%. В отличие от «чистого» титана бета-титан не является хрупким. Он эластичен, гибок и прочен и благодаря этим качествам находит широкое применение в производстве изящных безободковых конструкций. В пользу бета-титана говорят также его устойчивость к коррозии, биосовместимость, долговечность, возможность нанесения покрытий и окрашивания в разные цвета. Но, как и в случае с оправами из «чистого» титана, оправы из бета-титана довольно сложно ремонтировать. Их пайка или сварка должны производиться в условиях контролируемого состава газовой среды.

Титан P. Титан P (Titan-P) не следует путать с «чистым» титаном. Этот материал на основе титана, как бы составляющего его сердцевину, покрыт толстым слоем напыленного никеля (порядка 30 мкм). Изготовление оправ из титана P мало чем отличается от изготовления оправ из медных сплавов. Титан P легко поддается пайке, благодаря чему нашел широкое применение в производстве недорогих оправ. Для специалистов не составляет труда припаять к оправе из титана P шарниры из нейзильбера, после чего нанести на нее гальваническое покрытие. Из-за присутствия никеля оправы из титана P не рекомендуются пользователям очков с аллергией на этот металл. Кроме того, коррозирует никель тоже довольно неэстетично. А еще оправы из титана P плохо поддаются ремонту, так как слой никеля быстро растрескивается. Флекс-титан и схожие с ним сплавы.

Флекс-титан (Titanflex) и аналогичные ему титановые сплавы создают методом вакуумной индукции. Последующая горячая и холодная формовка позволяет преобразовать полученные в результате плавки блоки в проволоку, листы или трубки, а термомеханическая обработка - сделать их суперэластичными при определенном температурном режиме (флекс-титан в 10 раз эластичнее пружинной стали). Состав этих титановых сплавов досконально нам неизвестен. Соня Лангерман, автор уже упомянутой нами выше статьи, указывает на высокое содержание собственно титана и низкий процент других металлов в флекс-титане и аналогичных ему сплавах. В то же время ее коллега Франк Зонненберг (Frank Sonnenberg) в своей статье «Альтернативы очков для детей с контактным аллергическим дерматитом», размещенной в журнале Focus в 2012 году, приписывает главную роль в сплаве отнюдь не титану, а никелю, доля которого может достигать 50%, и объясняет удивительную гибкость флекс-титана именно присутствием никеля.

Как бы то ни было, бесспорно то, что оправы, которые изготовлены из флекс-титана и схожих с ним сплавов, обладают эффектом «памяти» формы. Даже если оправу из флекс-титана старательно деформировать, она все равно без искажений вернется к своей изначальной форме. Как правило, попытки спаять или сварить флекс-титан не увенчиваются большим успехом.

Следует принять во внимание, что флекс-титан и аналогичные ему сплавы не используются производителями для изготовления ободков и мелких деталей оправ - для этих целей они предпочитают медные сплавы и, реже, «чистый» титан. Также полезно знать, что материал все же подвержен старению, хотя оно и наступает через длительное время. 

  ■ Золото

Ни ювелиры, ни изготовители оправ чистое золото не используют: оно слишком мягкое (твердость золота по 10-балльной шкале Мооса составляет всего лишь 2,5 балла) и слишком дорогое. Количество массовых частей драгоценного металла в 1000 массовых частей сплава определяется пробой. Чистое золото, 1000-я проба, соответствует 24 каратам, 958-я - 23 каратам, 917-я - 22 каратам, 750-я - 18 каратам, 583-я - 14 каратам, 375-я - 9 каратам. Золото 585-й и более высоких проб подходит аллергикам, оно не подвержено коррозии и не требует нанесения защитного покрытия. Цвет золота зависит от состава лигатуры. Так, красный цвет обусловлен присутствием в сплаве меди, белый - содержанием в нем платины или палладия.

Как уже отмечалось, золото - мягкий металл, и потому филигранные оправы из него изготовить довольно сложно. К недостаткам оправ из массивного золота можно также причислить их высокую цену и довольно ощутимый вес. Последнее вполне закономерно, учитывая, что золото относится к одним из самых тяжелых металлов. Само по себе золото не обладает хорошими упругими свойствами и легко деформируется, при работе плоскогубцами на нем могут остаться следы. Зато золото обладает хорошей способностью к спаиванию и свариванию, не говоря уже о его эстетических свойствах. Натуральные материалыПомимо металлов и пластмасс при изготовлении оправ используются также натуральные материалы, в частности кожа, дерево и рог.